Будущее украинской ГТС после реформы

гтс Требование Европейского энергосообщества выполнено — «Нафтогаз» отдает транзит и хранение газа в чужие руки.

Еще 4 июля Верховная Рада 229 голосами положила начало долгожданной реформе НАК «Нафтогаз Украины». Намедни Президент Петр Порошенко окончательно утвердил ее старт. Согласно Закону «О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления единой ГТС Украины» предусматривается выделение из структуры НАК ПАО «Укртрансгаз» (УТГ) — оператора украинской газотранспортной системы (ГТС). Дальнейшая схема проста — на базе «Укртрансгаза» создаются два независимых предприятия: оператор системы и оператор подземных газовых хранилищ (ПХГ). ГТС и ПХГ при этом останутся в государственной собственности, но вот управлять ими частично смогут другие контрагенты — компании из Европы и США (закон отсекает российские компании от участия в конкурсе). Что выиграет и что проиграет Украина при подобном разделении?

Корпоратизация монстров

О реформе «Нафтогаза» говорят уже давно. Еще в 2012-м бывший вице-премьер Европейском банке реконструкции и развития называют сумму в $5-7 млрд — это то, что понадобится для комплексной реконструкции действующих магистралей. Аналитики отрасли говорят об аналогичных масштабах: по мнению эксперта Сергея Дяченко, только на модернизацию части магистрального газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» потребуется около $2 млрд, остальные потребуют еще около $4 млрд — при условии строительства новых компрессорных станций и линейных объектов. Только вот «Газпром» с такими оценками категорически не согласен. В начале сентября этого года официальный представитель компании Сергей Куприянов сообщил, что стоимость таких манипуляций с ГТС достигнет $19,5 млрд и при этом не снимет рисков для транзита топлива в Европу. Каких, он при этом не сообщил.

Вряд ли национальная ГТС столь стара, что потребует таких значительных вливаний. Большая ее часть строилась в 70-80-х годах прошлого века и не успела настолько устареть. Да и эксперты сходятся во мнении, что даже с учетом износа, ГТС дорогого стоит — цена на актив в целом может составить $25-29 млрд. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев приводит более широкий диапазон — от $25 млрд до $35 млрд, а вот в компании BakerTilly, которую ранее «позвали» провести оценку ГТС, по данным источников Delo.UA в Минэнергоугля, называют $27-29 млрд. Стоимость же «газпромовского» «Южного потока», который РФ предлагает в качестве альтернативы нашей системе — 22,5 млрд евро.

Разделительная полоса

Новая система организации функционирования ГТС — транспорт отдельно, хранение отдельно — позволит сделать новосозданные компании более прозрачными и привлечь инвестора. Именно с этой целью Украина сейчас и ищет партнеров для оперирования объектами. По словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана, квалификационные требования для участников конкурса по ГТС будут определены уже к началу 2015-го. Одним из плюсов (или минусов — это как посмотреть) может стать повышение транзитной ставки газа — в конце 2013-го она составляла $3,03 за 1000 кубометров на 100 км, в то время как в ЕС она колеблется между $2-8. Эксперты отмечают, что повышение платы за транспортировку позитивно скажется на выручке УТГ, позволив дополнительно получать около $2,5 млрд в год, но вызовет подорожание ресурса для конечного потребителя в Европе.

Однако не обошлось и без подводных камней. Хоть Украина и сохраняет за собой 51% доли в операторе ГТС, а 49% будут отданы иностранным компаниям, исключая российские, отнюдь не все инвесторы заинтересованы в проекте. Аналитик рынка Михаил Гончар допускает, что проектом могут заинтересоваться действующие в ЕС газовые трейдеры, а также компании из США. Впрочем, ни в Shell, ни в Chevron нашему изданию не подтвердили возможных планов на оперирование газотранспортной системой Украины. Остаются компании по типу германской RWE Supply&Trading или польской PGNiG. Впрочем, и здесь какими бы то ни было планами с нашим изданием поделиться не смогли.

Что касается опасений относительно перехода национального достояния в чужие руки, в НАК его развеивают. «Транпортировка газа так и останется монополией», — говорит источник Delo.UA в «

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *